Администрация Марёвского муниципального округа
Марёвский муниципальный округ Новгородской области

События и факты

Из истории органов местного самоуправления Марёвского муниципального округа

       История органов местного самоуправления, работавших на территории нынешнего Марёвского муниципального округа-это череда преобразований, связанных с масштабными изменениями, происходившими в стране.

        C 1917 по 1927 год территория Марёвского (ранее Молвотицкого) района входила в состав Демянского уезда Новгородской губернии. Это были три волости: Велильская (волостной центр- с. Велилы), Моисеевская (волостной центр- с. Ново-Успенское (Марёво-Успенское), а с 11 января 1926 года- волостной центр- с. Моисеево), Молвотицкая (волостной центр- с. Молвотицы)1; в период с 18 июля 1918 года по 23 июня 1920 года- ещё и Новорусская волость, которая была сначала выделена из Моисеевский, а затем возвращена обратно2

            В августе 1927 г. был создан Молвотицкий район (центр - с. Молвотицы), который вошёл во вновь образованную Ленинградскую область в составе Новгородского округа. Территорию района составили 23 сельсовета: 6 сельсоветов из Велильской, 9 сельсоветов из Моисеевской, 8 сельсоветов из Молвотицкой волостей Демянского уезда Новгородской губернии3

Высшими органами государственной власти на территории района был Молвотицкий районный съезд Советов и Молвотицкий районный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Новгородского округа Ленинградской области, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1924 года делегатами от сельских Советов на 1-м районном съезде Советов 11 сентября 1927 года в связи с созданием Молвотицкого района как административно-территориальной единицы в составе Новгородского округа Ленинградской области. С 1927 года по 1936 год в период между съездами Советов (съезды созывались 1 раз в год) высшим органом государственной власти являлся районный исполнительный комитет, который пользовался всеми правами съездов, являлся также исполнительно-распорядительным органом Советов, был подотчётен районному съезду Советов и Ленинградскому областному исполнительному комитету Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Сельские же Советы являлись высшими органами власти в пределах их ведения и в границах обслуживаемой ими местности. Все постановления сельского Совета были обязательны к исполнению для всего населения данной местности. Решали сельсоветы и вопросы хозяйственного и культурного переустройства деревни. Сельсоветы находились в непосредственном подчинении исполнительного комитета районного Совета.

           В ноябре 1928 г. при реорганизации сети сельсоветов Ленинградской области в Молвотицком районе было переименовано 3 сельсовета: Бутьковский - в Любенский, Кожинский - в Мамоновщинский, Ямской - в Велильский; образовано 5 сельсоветов: Манцовский, Марёвский, Намошский, Новодеревенский, Одоевский; ликвидировано 10 сельсоветов4.

           С декабря 1928 года по июль 1944 года в Молвотицкий район входило 17 сельсоветов: Аполецкий, Велильский, Линьевский, Липьевский, Луговской, Любенский, Мамоновщинский, Манцовский, Марёвский, Молвотицкий, Намошский, Новодеревенский, Новорусский, Одоевский, Пуповский (переименован в Горный Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 декабря 1940 г.), Руницкий, Федоровщинский5.

Молвотицкий районный Совет депутатов трудящихся Ленинградской области 1–го созыва был избран 24 декабря 1939 года всеми гражданами района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании и вел свою деятельность в сессионном порядке- на периодически созываемых собраниях депутатов(сессиях). На 1-й сессии районного Совета 1-го созыва в конце декабря 1939 года был избран исполнительный комитет Молвотицкого районного Совета депутатов трудящихся.

   С 6 сентября 1941 года Молвотицкий район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Работа сельских Советов и районного Совета была прекращена и возобновилась только после освобождения территории от немецко-фашистских захватчиков. В годы войны (после освобождения) Совет обеспечивал мобилизацию людских и материальных резервов, противовоздушную оборону, оказывал помощь в строительстве оборонительных сооружений, создавал народное ополчение и истребительные отряды, организовывал эвакуацию людей, предприятий и оборудования. В тылу организовывал налаживание промышленного и сельскохозяйственного производства, обеспечение продовольствием армии и населения, устройство и снабжение эвакуированных, обеспечение семей военнослужащих и инвалидов войны.

15 января 1942 года район был частично освобождён советскими войсками, 15 февраля 1943 года произошло полное освобождение. Но практически полностью разрушено с. Молвотицы. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 февраля 1944 года районный центр Молвотицкого района был перенесён из с. Молвотицы в с. Марёво. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1944 года Молвотицкий район был передан из Ленинградской области во вновь образованную Новгородскую область6. 

В соответствии с Конституцией 1936 года система съездов Советов была упразднена, а компетенция избранного районного Совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета была чётко разграничена: Совет, как постоянно действующий представительный орган государственной власти на территории района, принимал решения, издавал распоряжения по важнейшим вопросам в пределах прав, предоставленных ему законом, в том числе выдавал колхозам акты на бессрочное пользование землёй, вёл государственную земельную книгу регистрации земель.  Конституция 1977 года определила местные Советы также в качестве органов народного представительства, перед которыми ответственны и подотчётны другие местные государственные органы, действующие на территории района: районный Совет руководил государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством, утверждал планы экономического и социального развития и местный бюджет, осуществлял руководство подчинёнными ему государственными органами, предприятиями, учреждениями, обеспечивал соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, содействовал укреплению обороноспособности страны. В период созыва Совет действовал в одном и том же составе депутатов, возглавлялся избиравшимся на 1-й сессии председателем Совета. Сессии собирались не реже 4 раз в год.  Исполнительный комитет являлся коллегиальным исполнительным и распорядительным органом районного Совета в период между сессиями, подчинённым Совету. По Конституции 1936 года, уже не являясь высшим органом власти на территории района, он организовывал практическое проведение в жизнь решений своего Совета и вышестоящих органов власти: осуществлял повседневное руководство хозяйственным и социально-культурным строительством на территории района. Конституция 1977 года определила исполком в качестве местного органа управления общей компетенции, который руководил всеми отраслями государственного управления на территории района, сочетая исполнительскую и распорядительную деятельность. Избирался исполнительный комитет из числа депутатов Совета в составе председателя, его заместителя, секретаря и членов исполкома (в количестве 7-11 членов). Председатель районного Совета являлся одновременно и председателем исполкома. Такое организационное построение, правовое положение и формы работы сохранялись до 1991 года.

           С июля 1944 года по июнь 1954 г. в Молвотицком районе числилось 17 сельсоветов: Аполецкий, Велильский, Горный, Линьевский, Липьевский, Луговской (Луговский), Любенский, Мамоновщинский, Манцовский, Марёвский, Молвотицкий, Намошский, Новодеревенский, Новорусский, Одоевский, Руницкий, Фёдоровщинский7.

          Решением Новгородского облисполкома от 8 июня 1954 года в Молвотицком районе было ликвидировано 3 сельсовета: Горный (присоединён к Молвотицкому), Манцовский (к Луговскому), Новорусский (к Липьевскому)7.

          С июня 1954 года по декабрь 1956 года в Молвотицком районе числилось 14 сельсоветов: Аполецкий, Велильский, Линьевский (Линский), Липьевский, Луговской (Луговский), Любенский, Мамоновщинский, Марёвский, Молвотицкий, Намошский, Новодеревенский, Одоевский, Руницкий, Фёдоровщинский. Решением Новгородского облисполкома от 30 декабря 1956 года № 857 был образован Новорусский сельсовет с центром в д. Новая Русса7.

         С декабря 1956 г. по апрель 1961 г. в Молвотицком районе числилось 15 сельсоветов: Аполецкий, Велильский, Линьевский, Липьевский, Луговской, Любенский, Мамоновщинский, Марёвский, Молвотицкий, Намошский, Новодеревенский, Новорусский, Одоевский, Руницкий, Фёдоровщинский8.

         Решением Новгородского облисполкома от 12 апреля 1961 г. № 345 в Молвотицком районе был упразднён Руницкий сельсовет с передачей его населённых пунктов в состав Велильского сельсовета; часть населённых пунктов Молвотицкого сельсовета отошла к Линьевскому (Линскому) сельсовету, а его центр перенесён из д. Поля в населённый пункт Горное, Линьевский (Линский) сельсовет был переименован в Горный8.

             Решением Новгородского облисполкома от 4 августа 1961 г. № 692 был упразднён Намошский сельсовет с передачей его населённых пунктов Новодеревенскому сельсовету8.

          С августа 1961 года по февраль 1963 года в Молвотицком районе числилось 13 сельсоветов: Аполецкий, Велильский, Горный, Липьевский, Луговской, Любенский, Мамоновщинский, Марёвский, Молвотицкий, Новодеревенский, Новорусский, Одоевский, Фёдоровщинский8.

         Указом Президиума Верховного Совета от 1 февраля 1963 года «Об укрупнении сельских районов и образовании промышленных районов Новгородской области» и решением Новгородского облисполкома от 10 декабря 1962 г. № 764 Молвотицкий район был ликвидирован. Территория Молвотицкого района была распределена следующим образом:

-в Демянский сельский район вошли 12 сельсоветов-Велильский, Горный, Липьевский, Любенский, Мамоновщинский, Марёвский, Молвотицкий, Новодеревенский, Одоевский, Фёдоровщинский; 

-в Холмский сельский район вошёл Аполецкий сельсовет8.

             Марёвский район (центр с. Марево) был образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1966 года9.

        Решением Новгородского облисполкома от 31 декабря 1966 г. № 706 в состав Марёвского района были включены 12 сельсоветов, выделенных из состава Демянского района: Велильский, Горный, Липьевский, Луговской, Любенский, Мамоновщинский, Маревский, Молвотицкий, Новодеревенский, Новорусский, Одоевский, Фёдоровщинский9.

          Решением Новгородского облисполкома от 2 декабря 1968 г. № 696 в Маревском районе был образован Намошский сельсовет (центр -д. Намошье)9.

          С декабря 1968 г. по декабрь 1976 г. в Марёвском районе числилось 13 сельсоветов: Велильский, Горный, Липьевский, Луговской, Любенский, Мамоновщинский, Марёвский, Молвотицкий, Намошский, Новодеревенский, Новорусский, Одоевский, Фёдоровщинский9.

           Решением Новгородского облисполкома от 29 декабря 1976 г. № 720 были упразднены Намошский и Одоевский сельсовет с передачей их деревень в Новодеревенский и Марёвский сельсоветы. С декабря 1976 г. по сентябрь 1984 г. в Марёвском районе имелось 11 сельсоветов: Велильский, Горный, Липьевский, Луговской, Любенский (с ноября 1980 года - Любенской), Мамоновщинский, Марёвский, Молвотицкий, Новодеревенский, Новорусский, Фёдоровщинский9.

        Решением Новгородского облисполкома от 12 сентября 1984 г. № 392 был создан Моисеевский сельсовет (центр - д. Моисеево) с включением в него 24 деревень, выделенных из состава Марёвского сельсовета и этим же решением упразднён Фёдоровщинский сельсовет с передачей 9 деревень в состав Велильского сельсовета9.

       С сентября 1984 г. по декабрь 1995 г. включительно в Марёвском районе числилось 11 сельсоветов: Велильский, Горный, Липьевский, Луговской, Любенской, Мамоновщинский, Марёвский, Моисеевский, Молвотицкий, Новодеревенский, Новорусский10.

        Решением Новгородского облисполкома от 31 марта 1988 года № 99 были объединены Марёвский районный и Марёвский сельский Советы народных депутатов10.

            21 января 1997 года администрация Марёвского сельсовета была ликвидирована, вместо неё был создан отдел по работе с территорией Марёвского сельсовета Администрации Марёвского района.

         Решением 8-й сессии районного Совета 21-го созыва 18 октября 1991 года был образован Малый Совет народных депутатов, который в период между сессиями районного Совета осуществлял ряд его полномочий.

            Полномочия Исполнительного комитета районного Совета народных депутатов и его структур были прекращены с 28 ноября 1991 года. Это произошло в связи с созданием администрации Марёвского района, к которой перешли исполнительно-распорядительные функции. В соответствии с Постановлением Верховного Совета от 06.07.1991 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», распоряжением Главы администрации Новгородской области «О назначении глав администраций городов и районов» от 26.11.1991 № 45-рг по рекомендации сессии Марёвского районного Совета народных депутатов был назначен Глава администрации Марёвского района. Им стал Вячеслав Анатольевич Голубев, который работал в органах государственной власти и местного самоуправления с 19.09.1985 года: сначала заместителем председателя исполкома Марёвского районного Совета, с 28.12.1989 года- председателем исполкома; в должности Главы Вячеслав Анатольевич проработал до 15.07.2009 года. 

        Осенью 1993 года Президентом Российской Федерации был принят ряд указов, которые существенно изменили местное самоуправление. Указами Президента РФ от 09.10.1993 № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» и от 26.10.1993 № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов прекращена, функции выполняют соответствующие администрации. Марёвский районный Совет народных депутатов принял решение 27 октября 1993 года на 16-й внеочередной сессии 21-го созыва прекратить свою деятельность посредством самороспуска до новых выборов.   Все полномочия районного Совета переданы районной администрации.

        Совет местного самоуправления Марёвского района образован 15 октября 1996 года. Депутаты Совета местного самоуправления избраны 6 октября 1996 года. Полномочия Совета местного самоуправления закончились в октябре 2005 года.

          В целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Новгородской областной Думой был принят областной закон от 7 июня 2004 года № 284-03 «О наделении сельских районов и города Великий Новгород статусом муниципальных районов и городского округа Новгородской области и утверждении границ их территорий» (с изменениями от 5 июля 2005 года). Данным законом Маревский район был наделен статусом муниципального района. Этим же законом утверждены границы территории Маревского муниципального района.

           Областным законом от 10 марта 2005 года №428-03 «Об установлении наименований органов местного самоуправления Новгородской области» установлено следующее наименование представительного органа муниципального образования - Дума Маревского муниципального района.

            Этим же законом установлены наименования глав муниципальных образований: Глава муниципального района - Глава Маревского муниципального района. В соответствии со статьей 3 данного закона установлено наименование местной администрации (исполнительно - распорядительного органа): местная администрация муниципального района - Администрация Маревского муниципального района.

            Главами Марёвского муниципального района являлись: Васильев Андрей Александрович (25.12.2009-30.05.2014); Ильина Олимпиада Ивановна (21.09.2014-19.06.2017); Горкин Сергей Иванович (с 231.08. 2017 по 25.11.2020).

              Областным законом от 11 ноября 2005 года №559-03 «Об административно- территориальном устройстве Новгородской области» определены административно- территориальное устройство Новгородской области, порядок решения вопросов административно - территориального устройства и компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов административно - территориального устройства области. Со дня вступления в силу настоящего закона, т.е. с 1 января 2006 года, Маревский муниципальный район сохраняет свой статус как административно- территориальная единица.

           9 октября 2005 года состоялись выборы депутатов представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований. Первое заседание Думы района состоялось 25 октября 2005 года, на нем был избран председатель Думы района - Васильев Виктор Александрович, генеральный директор ООО «Комплекс». Дума Марёвского муниципального района приступила к осуществлению своих полномочий с 1 января 2006 года.

         В период проведения административной реформы в Новгородской области в связи с реализацией Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», со дня вступления в силу областного закона от 11 ноября 2005 года № 559-03 «Об административно- территориальном устройстве Новгородской области» с 1 января 2006 года были упразднены административно-территориальные единицы- сельсоветы. Вместо них появились новые муниципальные образования- поселения. В соответствии также с законом Новгородской области от 17 января 2005 года № 401-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории Марёвского муниципального района, наделении их статусом сельских поселений и определении административных центров» были образованы Велильское сельское поселение (административный центр – с. Велилы), Горное сельское поселение (административный центр –д. Горное), Липьевское сельское поселение (административный центр –д. Липье), Марёвское сельское поселение (административный центр- с. Марёво), Моисеевское сельское поселение (административный центр – д. Моисеево), Молвотицкое сельское поселение (административный центр – с. Молвотицы).

        3 марта 2010 года был принят областной закон № 69-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований, входящих в состав территории Марёвского муниципального района, и внесении изменений в некоторые областные законы», в соответствии с которыми преобразованы путём объединения Марёвское сельское поселение и Липьевское сельское поселение во вновь образованное муниципальное образование- Марёвское сельское поселение с определением административного центра в с. Марёво, а также Молвотицкое сельское поселение и Горное сельское поселение во вновь образованное муниципальное образование- Молвотицкое сельское поселение с определением административного центра в с. Молвотицы.

           На основании решения Совета депутатов Марёвского сельского поселения от 18 ноября 2014 года № 181 «О передаче полномочий Администрации Марёвского муниципального района» и решения Думы Марёвского муниципального района от 28 ноября 2014 года № 210 «Об утверждении Перечня части полномочий по вопросам местного значения, принимаемых Администрацией Марёвского муниципального района для их осуществления от органов местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав Марёвского муниципального района» все полномочия, за исключением двух полномочий («утверждение, изменение местных налогов и сборов и осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения») с 1 января 2015 года были переданы из Администрации Марёвского сельского поселения в Администрацию Марёвского муниципального района.

          В соответствии с решением Совета депутатов Марёвского сельского поселения от 22.09.2015 № 4 «О ликвидации администрации Марёвского сельского поселения Марёвского муниципального района Новгородской области» и постановлением Думы Марёвского муниципального района от 23.09.2015 № 259 «О ликвидации Администрации Марёвского сельского поселения» муниципальное учреждение-Администрация Марёвского сельского поселения ликвидирована.

           25.03.2020 был принят областной закона Новгородской области № 530-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Марёвского муниципального района, путем их объединения и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа». Марёвский муниципальный район, Марёвское, Велильское, Молвотицкое, Моисеевское сельские поселения утратили статус муниципальных образований со дня образования муниципального образования - Марёвского муниципального округа.

       Думой Марёвского муниципального округа принято решение от 25 сентября 2020 года № 15 «О ликвидации Думы Маревского муниципального района».

           Думой Марёвского муниципального округа принято решение от 25 сентября 2020 года № 17 «О ликвидации Администрации Маревского муниципального района». Решением Думы Марёвского муниципального округа от 25 ноября 2020 года № 42 «О создании Администрации Маревского муниципального округа» создана Администрация Марёвского муниципального округа и утверждено Положение об Администрации Марёвского муниципального округа Новгородской области. 02.12.2020 внесена запись в ЕГРЮЛ.  

         Решением Думы Марёвского муниципального округа от 16 ноября 2020 года № 16 Главой Марёвского муниципального округа избран Горкин Сергей Иванович.  25 ноября 2020 года Горкин Сергей Иванович вступил в должность, является Главой и в настоящее время.

______________________________________________________________

1Список населённых мест Новгородской губернии. Вып. II. Демянский уезд. Новгород, 1909. С. 3;

Административно-территориальное деление Новгородской губернии и области.1727-1995 г. г.: Справочник. / Комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области. Государственный архив Новгородской области. СПб. 2009. С.59

 2ГАНО. Ф. Р-269.Оп. 1. Д. 964. Л. 56 об.

3 Административно-территориальное деление Новгородской губернии и области.1727-1995 г. г.: Справочник. / Комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области. Государственный архив Новгородской области. СПб. 2009. С. 115

4Там же. С. 115

5, 6Там же. С.116

7 Там же. С.194

8 Там же. С.195

9Там же. С.196

    


Интересна и заслуживает внимания существовавшая в советское время такая форма народовластия избирателей, как депутатский наказ (наказ избирателей). Это предложение либо поручение со стороны избирателя выборному должностному лицу, имеющее общественное значение и связанное с вопросами работы выборного органа.

Практика принятия депутатского наказа утвердилась с первых дней существования Советской власти. Право внесения депутатского наказа принадлежало собраниям избирателей, наделённым полномочием выдвигать кандидатов в депутаты.

Согласно закону о Статусе депутатов Советов депутатов трудящихся от 20 сентября 1972 г., соответствующий Совет должен был рассматривать наказы, утверждать план мероприятий по их выполнению, осуществлять контроль за их реализацией. Отдельные предложения собраний избирателей могли быть отклонены Советом по экономическим причинам или по мотивам нецелесообразности. В этом случае Совет обращался к соответствующему собранию избирателей с сообщением о мотивах отклонения того или иного предложения и получал на это санкцию избирателей. Депутатские наказы, принятые Советом к исполнению, имели обязательное значение. В СССР Советы и отдельные их депутаты, отчитываясь перед избирателями о своей деятельности, должны были отчитываться и о своей работе по выполнению наказов.

В документах Марёвского муниципального архива имеются дела, в которых эта форма реального участия граждан в местном самоуправлении нашла отражение. Вот документ 1990 года: «Мероприятия по выполнению наказов избирателей сельскому Совету 21го созыва». Решением Новорусского сельского Совета народных депутатов Марёвского района Новгородской области от 23.05.1990 утверждён перечень мероприятий по выполнению наказов избирателей, принятых к исполнению в 1990-1995 годах. Мы узнаём, кому из депутатов дано то или иное поручение, кто предполагаемый исполнитель, какие установлены сроки для проведения наказа в жизнь. Что же волновало наших земляков, живших на Новорусской земле более тридцати лет назад? Читаем в деле, какой наказ дан В. Я. Касаткину, депутату от избирательного округа № 2: «…Построить в деревне Бор колодец на месте родника». Исполнить необходимо в 3-м квартале 1990 года силами исполкома Новорусского сельского Совета. Далее в архивном деле видим карточку учёта выполнения наказов избирателей, в которой, кроме общей информации о сути общественного поручения и сроках, делается пометка о ходе работы и даётся справка о выполнении. Вот выписка из такой карточки: «…29 мая 1990 г. подготовлен материал для строительства колодца, найдены рабочие для строительства». И далее «…Наказ по строительству колодца в д. Бор на месте родника выполнен. …Снят с контроля 21.06.1990…».

Волновали граждан, как и сейчас, вопросы благоустройства родных деревень. Подходят к вопросу конкретно и основательно: «…Благоустроить улицу, ведущую на реку Пола, сделать подсыпку дороги и оканавить. …Благоустроить улицу, ведущую на д. Бор, отремонтировать тротуар, оканавить. …Благоустроить д. Сидорово, отремонтировать дорогу, сделать уличное освещение.  ...Установить телефон в д. Павлово.  … Подвести воду к домам от водопровода. …Построить на новой улице общественную баню.».

Подводит итог работе с наказами последний документ упомянутого дела- решение 14-й сессии 21-го созыва Новорусского сельского Совета народных депутатов Марёвского района Новгородской области от 09.02.1993 «О ходе выполнения наказов избирателей, данных народным депутатам сельского Совета 21-го созыва»:

«…Новорусский сельский Совет народных депутатов, заслушав информацию председателя сельского Совета Касаткина В. Я. отмечает, что из восьми наказов, принятых к исполнению…выполнено четыре. Остались на выполнении:

1.Установка телефона в д. Павлово.

2.Строительство колодца в д. Новая Русса.

3.Уличное освещение в д. Сидорово.

4.Строительство общественной бани в Новой Руссе.

Основная причина невыполнения…- резкое изменение экономической обстановки и недостаток средств...».

Совет депутатов решает: «I. Информацию о ходе выполнения наказов…принять к сведению. II. Исключить из плана мероприятий наказ о строительстве бани в Новой Руссе в связи с недостатком средств. III. Перенести сроки исполнения остающихся трёх наказов на 1993 и 1994 годы. IV.Предложить Администрации сельского Совета принять необходимые меры для выполнения наказов…».

Что сказать? Да, конечно, не всё сделано. Но все-таки многие волнующие избирателей вопросы и проблемы благоустройства территории, как видно из архивного источника, были решены. А именно: «дороги стали в хорошем состоянии», «вырыты глубокие канавы», «вода подведена в три дома, больше желающих не было» (так в тексте документа). Следует отметить, что наказы выполнялись совместными усилиями исполкома сельского Совета и действовавших на территории района предприятий и организаций, которые располагали необходимыми ресурсами. Конечно, в первую очередь, речь идёт о совхозах, ведь основная часть населения трудилась именно на земле. В Новой Руссе это- отделение совхоза «Молвотицкий».

Использованы документы фонда № 3 «Органы государственной власти и местного самоуправления Новорусского сельсовета Маревского района Новгородской области»: фонд № 3, опись № 1, дело № 204, листы № 1-12.

    


Отпраздновал…
(житейская история из советского прошлого)

Значительная часть документов Марёвского муниципального архива – это документы по личному составу.  Это лицевые счета работников ликвидированных организаций, а также книги приказов по личному составу.

Приказы писали чаще всего от руки, а при составлении текста не всегда придерживались официального стиля. Встречаются и такие, которые рисуют живую иллюстрацию эпохи. Один из них – в книге приказов совхоза «Молвотицкий» за 1977 год.

Маленькая историческая справка. В СССР государством проводилась антирелигиозная политика. Но среди населения оставалось немало почитателей религии, которые продолжали исполнять церковные обряды и предписания. Даже среди членов КПСС находились те, кто, принимая новую идеологию, не спешил отказываться от религиозных традиций. За посещение храмов и исполнение религиозных обрядов коммунисты несли наказания в виде объявления выговоров, а в определенных случаях и исключения из партии.

Как известно, у каждого населенного пункта был свой престольный праздник. Связан он был с церковью, находившейся на данной территории, или почитаемым святым. В такие дни, помимо религиозных обрядов, устраивались и домашние застолья. Обязательным считалось на храмовый праздник принять гостей, которые зачастую приезжали из других деревень. Крепко держался этот обычай. Пусть даже и церкви давно нет, и вера не так уж сильна, а праздник отмечали.

Как раз о такой ситуации поведал архивный документ. Видимо, в Демянск поехали отмечать Илью (2 августа). Читайте в приказе, чем дело закончилось!


К 75-летию Великой Победы

В целях участия Новгородской области в Интернет-проекте Рослесхоза «Лес-фронту» муниципальные архивы в 2020 году выявляли и направляли в архивный комитет Новгородской области копии архивных документов о заготовке древесины в годы Великой Отечественной войны.

В Марёвском муниципальном архиве сохранилась книга приказов военных лет Молвотицкого леспромхоза с. Марёво Молвотицкого района Ленинградской области. В то время леспромхоз относился к Ленинградскому государственному лесозаготовительному тресту «Ленлес».

В суровые годы Великой Отечественной войны с врагом билась не только армия, но и вся страна, отдававшая силы и ресурсы для фронта. И труженики тыла, обеспечивавшие страну в военные годы древесиной, тоже внесли огромный вклад в Победу.

Лесозаготовительная отрасль, как и почти вся промышленность СССР, с первых дней войны была практически обескровлена: большинство квалифицированных лесорубов призвали на фронт. Для армии отдали не только технику (тракторы и автомобили), но и наиболее работоспособных лошадей. При этом лесозаготовку никто не отменял: стране и армии древесина была нужна.

Из сухих строчек приказов военного времени можно узнать, как организовывались лесозаготовки и быт рабочих. Современному человеку нелегко представить, что вся работа велась вручную, топорами и пилами. Военные кубометры заготавливались силами в том числе стариков, женщин, подростков. Людей поддерживала вера в то, что они помогают фронту, а значит – своим отцам, мужьям и братьям. И мы, потомки тех, кто отстоял нашу Отчизну, просто не имеем права забывать этот период в лесной истории России.

ИЗ КНИГИ ПРИКАЗОВ ПО МОЛВОТИЦКОМУ ЛЕСПРОМХОЗУ НА 1942-1943 ГОДЫ
Приказ №19 от I/XII-42 г.

В соответствии постановления Военсовета СЗФ и решении 10Й районной сессии обеспечить дровами жел. дор. [ВОСО](неразборчиво) в количестве 9000к/м до 10/II-43 г. заготовку и вывозку производить в порядке трудповинности силами населения Молвотицкого р-на ПРИКАЗЫВАЮ:
§ 1
Организовать для выполнения настоящего плана два участка: д. Осиновик с планом по заготовке 6000к/м и вывозке 4000 к/м и д. Пустынька с планом по заготовке 9000 к/м и вывозке 5000 к/м
§ 2
Назначить ответственным бракером-приемщиком Осиновского участка гр-на Любавина А.А. с зарплатой в м-ц 350 рб, на которого возложить ответственность за ведение заготовок и вывозку, согласно технических условий, за соблюдение технической безопасности и за соблюдение внутреннего распорядка рабочего дня и ведения приемки работы от рабочих.
§ 3
Ответственным за участок Пустынька назначается мастер леса т. Дмитриев Ф.Д. с такими же правами и обязанностями, в полномочия которому придать бракера-приемщика Осипова П.О. с зарплатою в м-ц рб 300.
§4
Установить на работах следующий внутренний распорядок:
1. Разместить рабочих в отдельных домах каждый с/совет.
2. Ежедневно оставлять одного дежурного на с/совет (бригаду) для приготовления пищи и охраны.
3. Начало рабочего дня установить с 8-ми часов утра, обед с 13-ти до 15-ти часов, конец работ в 18-ть часов.
4. Обязать каждого бригадира к концу рабочего дня давать сведения о заготовленной и вывезенной древесине за день и числе работающих ответственному за участок.
5. В 18-ть часов ответственный за участок передает сведения на ближайший телефон для передачи в Леспромхоз.
6. Установить работу звеньями на заготовке из 5-ти человек:
                                            2 вальщика-раскряжёвщика
                                            1 раскидывает дрова
                                            1 укладчик поленниц
                                            1 укладчик сучьев
7. Руководство звеньями возложить на бригадира, одного на с/совет, которому оплачивать за руководство бригадой 2% от общего заработка бригады.
8. Приемку работ производить два раза в м-ц 1ГО и 15ГО числа, сдача работ производится в присутствии бригадира и звеньевого. Ведение табелей по бригаде возлагается на бригадира, и общий табель на ответственного по участку.

ДИРЕКТОР: Кузьмин И. В.(подпись).

Приказ №79 от 1 ноября 1943г.
по Молвотицкому Леспромхозу

В условиях Великой Отечественной войны трудовая дисциплина должна быть поставлена настолько серьезно и четко, чтобы исключалась всякая возможность каких бы-то ни было нарушений.
В части мобилизованных на лесозаготовки установить следующий порядок:
1. Как правило, отпуск с работ домой мобилизованным на период осенне-зимнего сезона 43/44 гг. не предоставляется. В виде исключения отпуска могут быть предоставлены рабочим: выполнившим и перевыполнившим месячное задание – на срок не свыше 2-х дней в течение месяца.
2. Разрешение на отпуск может выдавать только начальник л/пункта.
3. Каждому отпускаемому обязательно выдается увольнительная записка по установленной форме печатного бланка с занесением в книгу отпусков.
4. В целях осуществления контроля отпущенный обязан по прибытии в свою местность предъявить увольнительную записку правлению колхоза или депутату с/совета для отметки о прибытии и убытии.
5. Лица, опоздавшие из отпуска без уважительной причины привлекаются к судебной ответственности, лишаются права на предоставление отпуска в дальнейшем.
6. Служащие леспромхоза и л/пунктов, замеченные в злоупотреблении отпусками, а также не принявшие мер к нарушающим правила внутреннего распорядка и труддисциплины несут ответственность по законам военного времени.
7. В целях создания бытовых условий и выполнения настоящего приказа обязать нач-ков л\п обеспечить каждому рабочему баню не реже одного раза в неделю, организовать стирку белья и сушку одежды по возвращении с работ. Установить следующий рацион питания:
                     а)Утром завтрак: суп и каша
                     б) Обед в лесу: суп
                     в) Ужин: овощи и чай
 
Объявить нормы питания каждому рабочему #. Суточная норма для рабочих устанавливается:
                     рыба или мясо 73гр.
                     крупа 50 гр
                     жиры 20 -//-
                     сахар 16 -//-
                     овощи 600 -//- (100 гр за счет подсобного х-ва)
 
Перевыполняющим нормы выработки установить дополнительное питание из расчёта на день:
                    мясо или рыба 50 гр.
                    крупа 50 гр
                    жиры 10 гр
                    овощи 100 гр (за счет подсобного х-ва)
 
Настоящий приказ довести до сведения каждого рабочего и проработать на собрании рабочих.

ДИРЕКТОР: Кузьмин И.В (подпись).


Фонд № 103, опись № 1, дело № 1, листы 3-4, 27.

Приказ № 16 от 26/II 1945 г.
по Молвотицкому леспромхозу

Счетовод ОРС-а Леспромхоза Давыдова Мария Ивановна сего числа опоздала на работу свыше одного часу, т.е. в 10 часов дня она была еще у д. Борисово, где мне встретилась, объяснений об опоздании Давыдова не могла дать уважительных, усматривая, что Давыдова М.И. нарушила Указ Президиума Верх. Совета СССР от 26/VI – 1940 г., ПРИКАЗЫВАЮ: за нарушение Указа привлечь Давыдову Марию Ивановну к уголовной ответственности.

Директор ЛПХ Кузьмин И. В.(подпись)


Фонд № 103, опись № 1, дело № 1, лист 56. 


     

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике