Всемирный день прав потребителей отмечается ежегодно 15 марта. Именно в этот день в 1961 году впервые было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя:
- на информацию,
- на безопасность,
- на осознанный выбор,
- быть услышанным.
Позже Всемирная организация потребителей (Consumers International — CI) дополнила их следующими правами:
- на возмещение ущерба,
- на потребительское образование,
- на удовлетворение базовых потребностей,
- на здоровую окружающую среду.
В России День прав потребителей получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
Смысл праздника в том, чтобы обратить внимание людей на их права.
Всемирная организация потребителей (Consumers International) определила тему Всемирного дня потребителей 2024 года - «Справедливый и ответственный «Искусственный интеллект» для потребителей».
Прорывы в области искусственного интеллекта захватили цифровой мир. Эта технология окажет огромное влияние на жизнь людей, на то, как мы работаем, общаемся, собираем информацию и многое другое. Технология также будет иметь серьезные последствия для безопасности потребителей и добросовестности в сфере цифровых технологий. Дезинформация, нарушение неприкосновенности частной жизни и дискриминационные практики вызывают обеспокоенность, равно как и то, как управляемые искусственным интеллектом платформы могут распространять ложную информацию и закреплять ошибочные представления.
Организации потребителей выступают за быстрое решение этих проблем с тем, чтобы создаваемая технология была основана на принципах справедливости и ответственности.
В центре внимания – алгоритмы искусственного интеллекта, используемые для создания нового контента (генеративные чат-боты искусственного интеллекта), которые уже давно применяются в сфере обслуживания и поддержки клиентов. Эти чат-боты все чаще интегрируют системы искусственного интеллекта для имитации человеческого общения сложными и специфическими способами, например, в онлайн-поиске, где ведущие технологические компании уже начали внедрять поисковый опыт.
Искусственный интеллект позволит потребителям стать более информированными и расширить свои возможности.
При этом, в настоящее время правовой статус ИИ законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.
«Чат-боты» не способны отличать правду от неправды и могут выдавать вымышленные факты за реальные. В результате потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы.