Администрация Марёвского муниципального округа
Марёвский муниципальный округ Новгородской области

Девиз Всемирного дня прав потребителей 2024 года. «Искусственный интеллект»

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей
Девиз Всемирного дня прав потребителей 2024 года. «Искусственный интеллект».

Всемирный день прав потребителей отмечается ежегодно 15 марта.  Именно в этот день в 1961 году впервые было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя:

- на информацию, 

- на безопасность,

- на осознанный выбор,

- быть услышанным. 

Позже Всемирная организация потребителей (Consumers International — CI) дополнила их следующими правами:

- на возмещение ущерба,

- на потребительское образование,

- на удовлетворение базовых потребностей, 

- на здоровую окружающую среду. 

 В России День прав потребителей получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Смысл праздника в том, чтобы обратить внимание людей на их права.

Всемирная организация потребителей (Consumers International) определила тему Всемирного дня потребителей 2024 года - «Справедливый и ответственный «Искусственный интеллект» для потребителей».

Прорывы в области искусственного интеллекта захватили цифровой мир. Эта технология окажет огромное влияние на жизнь людей, на то, как мы работаем, общаемся, собираем информацию и многое другое. Технология также будет иметь серьезные последствия для безопасности потребителей и добросовестности в сфере цифровых технологий. Дезинформация, нарушение неприкосновенности частной жизни и дискриминационные практики вызывают обеспокоенность, равно как и то, как управляемые искусственным интеллектом платформы могут распространять ложную информацию и закреплять ошибочные представления.

Организации потребителей выступают за быстрое решение этих проблем с тем, чтобы создаваемая технология была основана на принципах справедливости и ответственности.

В центре внимания – алгоритмы искусственного интеллекта, используемые для создания нового контента (генеративные чат-боты искусственного интеллекта), которые уже давно применяются в сфере обслуживания и поддержки клиентов. Эти чат-боты все чаще интегрируют системы искусственного интеллекта для имитации человеческого общения сложными и специфическими способами, например, в онлайн-поиске, где ведущие технологические компании уже начали внедрять поисковый опыт.

Искусственный интеллект позволит потребителям стать более информированными и расширить свои возможности.

При этом, в настоящее время правовой статус ИИ законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.

«Чат-боты» не способны отличать правду от неправды и могут выдавать вымышленные факты за реальные. В результате потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie